1.     Концепция, также выбор динамических головок.

Основной пронизывающей идеей создания колонок была мысль о «закрытии темы» двухполосников. Попытка выжать максимум возможного из классической и наиболее популярной (и дешевой) схемы построения АС – две полосы в фазоинверторном оформлении. Первая важная дилема при воплощении этой «скромной» идеи – баланс между басовыми и среднечастотными возможностями. Суть – выбор габарита мидбаса – 5, 6.5 или 8 дюймов.  В реальности же выбор этот сделан за меня уже давно – в любом магазине именно «шесть с половиной» всегда самый ходовой размер. 18W8545 в связке с D2905/9700 – классика жанра и обилие готовых уже рецептов. Впрочем, идти проторенной дорогой я не собирался с самого начала. Найденные аналоги (Reference monitor, Клячинский монитор, монитор ALIO, AMISH Троелса и ряд других) выделялись прежде всего либо стереотипностью решений, либо наличием чуждых мне тараканов (обязательное применение фильтров первого порядка, обязательная компенсация бафл-степа, корпус – закрытый ящик, и т.д.). На пищалку я решился не сразу, и денег на нее отдельно собирал, хотя до последнего момента выбирал между 9500 и 9700. В выборе, считаю, не ошибся, хотя мои экземпляры и оказались с «загогулиной» (см. ниже). У головок сравнимая чувствительность, солидная электрическая мощность, широкие (правда с оговорками) возможности по выбору частоты раздела и порядка фильтров. Оговорки такие – мидбас от 4кГц и выше явно фальшивит, твитер необходимо в обязательном порядке «душить» на частоте резонанса. В процессе работы мидбас был несколько доработан: добавлен фокусирующий магнит, зачехлена магнитная система. 8545 на мой взгляд, отлично сбалансирован именно для двух полос. Понятно, что волшебной середины от него ждать нельзя (сравнивал с 8542), но для АС вообще важнее цельность и завершенность воспроизводимой музыки, а не прорисовка отдельно взятого диапазона – пусть даже и такого как СЧ.

 

2.Корпус.

Для начала был слеплен полочный макет из ДСП. Объем 15 литров, ФИ 43Гц. В основном, все дальнейшие решения (как собственно ящичные, так и касаемые фильтров и шумоизоляции) вышли именно из этого макета. Ощущения от его первой прослушки остались довольно сильные. Это, в первую очередь, касается количества и качества низких частот. 8545 имеют фирменный, очень вкусный почерк на басах.  Пусть ругают бубнящий и смазанный фазоинвертор. Пусть. Надо просто уметь его готовить. У DALI 2002 в ФИ ящик упрятан динамик с собственной добротностью 0,82! И это не исключение. А у Scan-Sprak – 0,35 в самом жестком режиме измерений (на коротком MLS). Скорость воздуха в порту минимальна, ГВЗ заметно растет только ниже воспроизводимого диапазона частот. Отсюда и бочка получается чистая, упругая и быстрая. Заодно головка не перегружается на высокой мощности. Замечу, что макродинамические возможности ФИ заметно превосходят таковые у ЗЯ. Более сложный тип оформления (торнадо, трансмиссионная линия) я отверг из чисто практических соображений. Для проведения дополнительных, весьма объемных изысканий (а без них ничего хорошего не получается), необходимо иметь неудовлетворенность существующей настройкой. А она-то меня как раз и устраивала.

Основной мыслью, вынесенной из макета, стала необходимость пересмотра внутреннего дизайна ящика при сохранении объема «нетто» и собственно настройки ФИ. Жилищные условия как раз позволили перейти на полноценную напольную конструкцию. Что и вылилось в итоге в башенки высотой 92см. Из этой высты только около 40см отдано собственно объему АС (15 литров, как и было сказано). Остальное поделилось между фазоинвертором площадью 140см2, отсеком для кроссоверов  и совмещенной подставкой. Акустические свойства объема корпуса были оптимизированы для борьбы с резонансными модами и их пагубным воздействием на диффузор динамика. Твитер помещен в собственном фанерном стакане, чтобы исключить акустическое воздействие мидбаса на заднюю пластиковую камеру. Фазоинвертор общей длиной 50см получил экспоненциальный профиль. Минимальная площадь его сечения составляет 40см2. Максимальная – 140см2. Это позволило сделать бас еще быстрее, также решить ряд проблем со средними частотами.

Для борьбы с дифракционными искажениями АЧХ передняя панель затянута плотной тканью. Совместно с подбором места расположения головок, это достаточно эффективно выровняло АЧХ головок в диапазоне 1,5 – 4кГц. Крепление мидбасового динамика выполнено через упругую прокладку. Материал – мастичная лента для герметизации кабельных муфт, производства RXS. По уровню подавления вибраций она уверенно опередила такие популярные материалы как пористый коврик для мышки, и вспененный полипропилен (упаковка). Совместно с подбором момента затяжки винтов динамика, эти меры позволили снизить уровень собственных послезвучий головки на 3-4дБ в диапазоне 2-4кГц. Паразитные явления контролировались путем MLS анализа с пропущенным основным откликом (см. статьи В. Карельского в «Автозвук»). Стенки прокатаны наплавляемой кровлей в один слой. Укладка шумоизоляции (бруски войлока и сонофил) производилась с одновременным контролем излучения фазоинвертора. При этом подбиралось место и количество материала для наиболее эффективного снижения излучения 500-1500Гц. Основная масса изоляции, в итоге, расположилась в зоне вокруг динамика, на задней стенке и у горла фазоинвертора. Проводка выполнена кабелем Sound Technology 4х2.5.

Готовые ящики покрашены в синий цвет в несколько слоев. Качество покраски среднее – слишком долго тренировался, успел кое-где накосячить. Резюмируя, отмечу, что принятые меры крайне положительно сказались на звуке колонок, по сравнению с прототипом. Особенно зоне диапазона СЧ.

Ниже на фотографиях – процесс изготовления корпуса. Материал – фанера толщиной 22мм.

1.Формообразующая стенка фазоинвертора.

 

2.Склейка стенок.

 

3.Перед вклейкой передней панели.

 

4.Сама лицевая панель – вид изнутри.

 

 

 

5.Динамик после доработки.

 

Сайт создан в системе uCoz